Кто такой UX/UI-дизайнер

27 ОКТЯБРЯ, 2021
11 МИН
UX/UI-ДИЗАЙН
Для UX/UI-дизайнера важна каждая деталь приложения или сайта. Он делает так, чтобы пользователь мог быстро найти нужный раздел или понять, куда нажать, чтобы выполнить действие. Кристина Мартыновская, эксперт курса «UX/UI-дизайнер с нуля до PRO» и UX-researcher международного стартапа, рассказывает, почему UX/UI-дизайнеру важно быть эмпатичным, как начать зарабатывать в этой сфере и какие ресурсы стоит изучить.
Кристина Мартыновская
CX Researcher в международном стартапе

UX/UI-дизайнер — кто это?

UX/UI-дизайнер — это специалист, который проектирует пользовательские интерфейсы. Один человек может специализироваться на обоих направлениях, но иногда профессии разделяют. Если коротко, в UX-дизайне важны аналитические навыки, нужно изучать аудиторию и ее поведение, а в UI-дизайне берут за основу аналитику UX-специалистов и создают максимально удобный интерфейс.

Разберем подробнее, какие задачи есть в каждом направлении.

UX-дизайнер

Аббревиатура расшифровывается как user experience, то есть пользовательский опыт. Если рассматривать это понятие в полном объеме, то к UX относится опыт взаимодействия пользователей с разными продуктами — от сайтов до холодильников и пылесосов. Но больше всего UX востребован в разработке веб-сайтов, программ, приложений и социальных сетей.

UX-дизайнеру важны следующие навыки:
  • изучение поведенческих особенностей пользователей;
  • разработка прототипов;
  • установление связей между элементами интерфейса;
  • проведение тестов (например юзабилити-тестирование);
  • проведение исследований (например глубинное интервью);
  • анализ данных после тестирования и опросов пользователей;
  • составление технических заданий для UI-дизайнеров.
Вот, например, что может добавить на сайт UX-дизайнер:
  • переключение на несколько языков на международном сайте;
  • переключение на ночной режим;
  • быструю связь с техподдержкой.

UI-дизайнер

Аббревиатура расшифровывается как user experience, то есть пользовательский опыт. Здесь речь идет о user interface — пользовательском интерфейсе. UI-дизайнер создает его прототип на основе рекомендаций UX-специалиста.

Вот за что отвечает UI-дизайнер на проектах:
  • проектирование страниц и экранов, с которыми взаимодействует пользователь;
  • отрисовка кнопок, полей ввода текста, выпадающих списков, переключателей и других элементов;
  • согласованность элементов и соответствие графическому стилю.

Бывает, что в команде вместе с UX/UI-дизайнерами работают ресерчеры и аналитики.

UX-ресерчер

Это специалист, который исследует пользователей и их опыт взаимодействия с продуктом. Исследователи собирают обратную связь и передают ее дизайнерам и разработчикам, чтобы те улучшили продукт.

Тут самый распространенный метод — интервью. Ресерчеры общаются с пользователями и узнают их опыт, потребности и переживания. Это простой способ сбора информации, при этом эффективный — так получается выявить много инсайтов.

Бывает, что только качественного исследования недостаточно. Например, если в разговоре с одним респондентом удалось выявить его негативный опыт взаимодействия с продуктом, это не значит, что с этим столкнулись и другие. Тогда для подкрепления проводят еще и количественные исследования, которые отражают полную картину.

Другой способ собрать обратную связь — юзабилити-тестирование. Здесь пользователю продукта дают возможность протестировать новые функции. Например, дизайнер разработал новый макет личного кабинета и хочет понять, все ли нововведения понятны пользователю и помогают решить его задачу. Тогда ресерчеры обращаются к пользователям приложения, чтобы собрать людей, готовых принять участие в исследовании.

UX-аналитик

Название профессии говорит само за себя: это специалисты, которые анализируют метрики и внешнюю среду продукта. Их главная задача — собрать данные, которые помогут дизайнерам и разработчикам улучшить продукт, а также объяснить заказчику, почему такое решение было принято.


UX-аналитик изучает целевую аудиторию, цели и задачи проекта, предложения конкурентов и контекст. Например, сколько посетителей регистрируется на веб-сайте или сколько человек уходят из интернет-магазина без покупки.


После эту информацию обрабатывают, выдвигают гипотезы и проводят тесты разных вариантов дизайна. Например, UX-аналитик выяснил, что пользователям не нравятся скриншоты сервиса в магазине приложений и это влияет на количество установок. Тогда дизайнеры разрабатывают два варианта картинок и каждый показывают 50% посетителей. Выясняется, что вторая картинка намного привлекательнее и приносит больше установок приложения.

Чем занимается UX/UI-дизайнер?

Основная цель дизайнера пользовательских интерфейсов — создать продукт, которым будет удобно пользоваться. Давайте разберемся, что именно входит в задачи UX/UI-дизайнера.

1. Дизайнер получает ТЗ от заказчика или менеджера
На этом этапе я знакомлюсь с людьми, которые будут принимать решения на новом проекте. Когда получаю первый бриф — информацию о целях, задачах и требованиях к проекту от клиента, — то беру паузу на один или два дня. Это время нужно, чтобы понять, что за проект предстоит делать.

Затем изучаю референсы и оцениваю, сколько времени нужно потратить на проектирование, а сколько — на дизайн. Пока изучаю ТЗ, возникают дополнительные вопросы. Их нужно записывать, чтобы не забыть спросить на следующей встрече.
2. Проводятся исследования

Насколько глубоко мне придется погрузиться в анализ конкурентов и паттерны поведения аудитории — зависит от проекта. Собрав всю необходимую информацию, я записываю сценарии пользовательского взаимодействия и перехожу к следующему этапу.


Обычно это usability-тестирования, глубинные интервью, A/B-тесты и анкетирование пользователей. Так можно узнать о поведении пользователей, предпочтениях, отношении к продукту (сайту, приложению, сервису). Что касается анализа конкурентов, то здесь дизайнер ищет аналоги интерфейсных решений среди конкурентов, которые станут основой для проектирования.

3. Прототипирование

На этом этапе я делаю первые концептуальные наброски прототипа и формирую информационную архитектуру. Затем перекладываю эту информацию на прототип и показываю заказчику.

4. Согласование

Финальный этап. Я передаю проект заказчику и вношу правки, если это необходимо.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:
  • Баланс между творчеством и аналитикой. Вы придумываете лучшее решение для пользователя, основываясь на данных.
  • Возможность переключаться между проектами и задачами, а также сферами, для которых разрабатываете продукт.
Минусы:
  • Я бы выделила высокую конкуренцию в этой сфере. Нужно иметь большое разнообразное портфолио, чтобы попасть в компанию мечты.
  • В сфере дизайна интерфейсов нет единого стандарта: что сработало в одном проекте, может не сработать в другом. Поэтому часто приходится дорабатывать детали под воздействием внешней среды.
Востребованность профессии UX/UI-дизайнер
Мы проводим почти три часа в день в своем телефоне: общаемся в социальных сетях, читаем новости в интернете или играем. Все это время мы используем разные интерфейсы, и наше впечатление от них зависит от работы UX/UI-дизайнера.

Современный и удобный интерфейс нужен везде. Поэтому количество запросов на хороших специалистов растет. К началу октября 2021 года на одном только hh.ru можно найти более 2 тыс. вакансий UX/UI-дизайнеров. Аналитики Superjob.ru уже в 2019 году доказали, что спрос на UX/UI-дизайнеров будет расти. Из-за пандемии популярность профессии увеличилась, так как компании расширяют количество онлайн-сервисов.

Сколько зарабатывает UX/UI-дизайнер

Средняя зарплата UX/UI-дизайнера по России — 70–90 тыс. рублей. Но все зависит от региона и компетенций специалистов. По данным SuperJob.ru, зарплата UX/UI-дизайнера в Москве начинается от 90 тыс. Тогда как в Новосибирске новичку за те же обязанности готовы платить около 60 тыс.


Дизайнеры-стажеры могут получать от 45 тыс. рублей. Специалист среднего уровня зарабатывает до 120 тыс. рублей. У старших специалистов в сфере дизайна пользовательских интерфейсов зарплата может быть от 180 тыс. рублей и выше.

Что должен знать и уметь UX/UI-дизайнер?

Типичные требования в вакансиях к UX/UI-дизайнеру на hh.ru такие:
  • опыт работы от двух лет;
  • наличие портфолио;
  • умение описывать работу интерфейса;
  • знакомство с HTML5/CSS3;
  • ответственность за дизайн на всех этапах проекта: от сбора требований до запуска сервиса в продакшн;
  • умение презентовать сервис и аргументировать свои решения;
  • хорошие коммуникативные навыки, высокий уровень эмпатии;
  • желание развиваться и делать продукты лучше и удобнее для пользователя.

Навыки UX/UI-дизайнера

Hard skills

1. Работа в программах
Есть несколько инструментов, в которых удобно создавать прототипы и отдельные элементы.
Figma

Инструмент, который понятен новичку. Здесь можно создавать дизайн интерфейса прямо в браузере. В Figma есть режим совместной работы — можно совместно вносить правки.
Adobe Illustrator

Здесь удобно создавать сложные векторные иконки и иллюстрации — функций для работы с ними больше, чем в Figma. Также удобно работать с текстами: их можно превратить в векторную фигуру и редактировать как графический объект.
Fontjoy

Сервис можно использовать для подбора шрифтов. На главном экране есть три раздела: заголовок, подзаголовок и основной текст, где вы подберете любые сочетания из коллекции Google Fonts. А если нет своих идей, советую воспользоваться кнопкой Generate — сервис предложит свой вариант комбинаций.
ColorHexa

Тут так же, как и со шрифтами. Подобрать сочетание цветов самостоятельно сложно, особенно новичку. Например, у заказчика есть основной цвет, к которому нужно подобрать оттенки. В этой программе можно бесплатно найти подходящие сочетания.
Adobe After Effects

Я бы использовала эту программу, когда нужно создать анимацию предполагаемого взаимодействия пользователя с интерфейсом. Эту анимацию можно показать заказчику, чтобы объяснить, как будет работать интерфейс.
Miro

Эта программа подходит для UX-задач. Здесь можно построить карту пути пользователя, чтобы понять, как аудитория взаимодействует с проектом.

2. Исследования

Хотя в вашей команде может быть ресерчер, все-таки полезно будет самому понимать, как получить обратную связь от пользователя и улучшить продукт. Этот навык вдвойне полезен будет тем, кто работает на фрилансе. Вы научитесь самостоятельно строить гипотезы и проверять их, а потом учитывать в проекте полученные инсайты.

3. Тексты

В любой программе или приложении есть текст. Инструкции, описания функций, рекомендации по работе, подсказки — это важная часть любого продукта. Чтобы пользователь остался доволен, нужно создавать последовательный, краткий и любезный текст. Это особенно актуально, если в команде нет UX-копирайтера.

4. Проектирование взаимодействия

Нужно представлять, как пользователь будет работать с проектом. Старайтесь создавать интерактивные каркасы сайтов, комбинируйте несколько вариантов дизайна, чтобы понять, какой лучше всего подойдет вашей целевой аудитории.

5. Брифинг

Узнать детали проекта на старте, выяснить, какие есть ограничения, и разобраться в задаче — это первый этап любого проекта. Хороший дизайнер видит шире ТЗ, он думает и о пользователе, и о бизнесе, которому продукт принесет выгоду.

Soft skills

1. Эмпатия

Я бы выделила этот навык в первую очередь. Чтобы понять аудиторию, нужно поставить себя на ее место. Только так можно понять, что нужно улучшить и исправить.


Иногда бывает трудно представить себя на месте пользователя. Например, вы разрабатывает дизайн игры для малышей, но своих детей у вас нет. Тогда понять их поведение вам помогут исследования. Они же помогают и в развитии эмпатии.

2. Аккуратность и порядок

В работе всегда будет много макетов и документов. Чтобы не потерять или не удалить что-то важное, лучше все хранить в отдельных папках. Если вы будете работать в команде, никому не понравится искать информацию в графической энтропии.

3. Коммуникация

Учитесь рассказывать коллегам и заказчиками о своей работе простым и понятным языком, без узкоспециализированных дизайнерских терминов.

Где учиться на UX/UI-дизайнера
Самостоятельное обучение

В интернете много бесплатных курсов, которые помогут освоить инструменты. Например, есть курс на русском языке, где рассказывается про принципы юзабилити, работу в Figma и правильное составление портфолио.
Еще один канал на YouTube от CEO студии дизайна UPWORK Евгения Кузьмина. Здесь можно научиться проектировать красивые лендинги, выстраивать композицию на сайте или создавать анимации на Tilda.
Скажу честно: самостоятельно стать UX/UI-дизайнером сложно, но возможно. Здесь нужны основы дизайна, понимание работы многих приложений и обратная связь от профессионалов.

Книги

Это хорошее дополнение к базовым знаниям. Литература поможет, если вы уже понимаете, как работают программы, и имеете опыт создания продуктов. Посоветую три книги:
Онлайн-школы

Стать хорошим UX/UI-дизайнером не просто. Нужно уметь анализировать, владеть программами для прототипирования и быть компетентным в смежных областях. Чтобы развиваться в правильном направлении, обратите внимание на онлайн-курсы. Там преподают профессионалы в сфере UX/UI-дизайна. Они будут курировать весь процесс обучения и давать обратную связь по вашим работам.

В Contented новичкам помогают UX/UI-дизайнеры, ресерчеры и аналитики из крупных компаний: VK Group, OZON, Райффайзенбанк. В течение 15 месяцев мы пошагово обучаем, как создавать интерфейс в Figma, какие принципы лежат в основе любого изображения и макета, как проводить исследования и искать работу. После этого ученики становятся самостоятельными специалистами, способными построить интерфейс любого продукта.
ПРОФЕССИЯ
UX/UI-дизайнер с нуля до ПРО
Хотите делать мир удобнее и работать в IT-индустрии? Научитесь создавать интерфейсы приложений и сайтов без навыков программирования.
соберете портфолио из 15 сильных кейсов
наработаете 200+ часов практики
пройдете стажировку в известной IT-компании или студии
научитесь работать в команде и презентовать проекты заказчикам
записаться на курс «UX/UI-дизайнер с нуля до PRO»
Полезные материалы