Как отличить хороший дизайн от плохого?

Мини-гайд
Дизайн — это не абстракция, он не может существовать сам по себе. Он нужен для решения задач заказчика и его бизнеса. Чтобы решать эти задачи, дизайн должен быть хорошим — иначе он просто не будет работать.
Есть определенные принципы, которые помогают отличить его от плохого. Эти принципы отлично сформулировал Дитер Рамс, промышленный дизайнер из Германии, который более 30 лет работал ведущим дизайнером в фирме Braun. Параллельно с этим он сотрудничал с компанией Vitsoe, занимаясь разработкой классической мебели. Его работами вдохновлялись в Apple, поэтому Дитера Рамса можно считать одним из основоположников современного диджитал-дизайна.

Рамс — сторонник минимализма. Вот несколько его работ:

Что же такое «хороший дизайн»?

Проигрыватель BRAUN SK4 (1956)
Универсальная система полок 606, 1960
Безмен, 1962
10 основных принципов хорошего дизайна, которые сформулировал Дитер Рамс:
Возможности для инноваций не исчерпаны. Технологическое развитие всегда предлагает новые возможности для инновационного дизайна. Но инновационный дизайн всегда развивается в тандеме с инновационной технологией, и никогда не может быть самоцелью.
Хороший дизайн — инновационный
Продукт покупают для того, чтобы им пользоваться. Но он не должен быть лишь функциональным. Важно, чтобы продукт также обладал психологическим и эстетическим критерием.
Хороший дизайн — удобен в использовании
Эстетика — неотъемлемая часть продукта. Продукт используется каждый день, влияет на людей, их личность и благосостояние. Только хорошо выполненные продукты могут быть красивыми.
Хороший дизайн — эстетичен
Дизайн разъясняет структуру продукта. В свою очередь продукт должен был простым и интуитивно понятным в использовании.
Хороший дизайн делает продукт понятным для потребителя
Продукт — это инструмент. Важно помнить, что он не является декоративным объектом или объектом искусства. Поэтому его дизайн должен быть нейтральным и сдержанным.
Хороший дизайн — не навязчив
Ничто не сделает продукт более инновационным, сильным и ценным, если он им не является. Не манипулируйте потребителями и не используйте обещания, которые не можете сдержать.
Хороший дизайн — честен
Не гонитесь за трендами — модный дизайн быстро устаревает. Особенно в современном обществе, где модные тенденции меняются слишком часто.
Хороший дизайн — актуален
Ничто не должно быть случайным или оставленным на волю случая. Забота, точность и аккуратность в проектировании дизайна показывает уважение к потребителю.
Хороший дизайн — продуман до каждой детали
Дизайн привносит важный вклад в защиту окружающей среды. Он должен способствовать сохранению природных ресурсов и сводить к минимуму физическое и визуальное загрязнение на протяжении всего жизненного цикла продукта.
Хороший дизайн — экологичен
Меньше, но лучше. Концентрируйтесь на главных аспектах и задачах продукта и не «отягощайте» его множеством дополнительных мелких функций.
Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна

критерии, которые помогут отличить хороший дизайн от плохого

Посмотрите на эту соковыжималку для цитрусовых. Выглядит она довольно футуристично, настоящий арт-объект.

Эффективность

А теперь представьте, что вы решили выжать немного лимонного сока с ее помощью. Вместо того, чтобы аккуратно литься в стакан, сок будет течь по ножкам, стекая на стол. А саму соковыжималку придется крепко держать руками, чтобы она не перевернулась в процессе. В итоге визуально красивая вещь плохо выполняет свою задачу.
Это иллюстрация, выполненная в популярном стиле Corporate Memphis. Его используют крупнейшие транснациональные корпорации: Google, Amazon, Facebook, Apple, Microsoft. Компании поменьше тоже часто выбирают этот стиль для своих сайтов и рекламы. Почему?

Проверка временем

У фигурок, нарисованных в стиле Corporate Memphis, искаженные пропорции тела и зачастую необычные цвета кожи. Иллюстрации достаточно нейтральны: изображенным на них человечкам можно приписать любой пол, возраст, происхождение и тип фигуры. Используя этот стиль, компании не рискуют случайно оскорбить какую-то группу людей и потерять репутацию.

Осторожность в коммуникации — необходимость XXI века. Corporate Memphis помогает избежать негатива со стороны различных групп в обществе, поэтому соответствует духу времени.
Иллюстрация в стиле Corporate Memphis style из библиотеки дизайна humaaans
Еще один пример — смена логотипа продуктов для завтрака Aunt Jemima (бренд принадлежит компании PepsiCo).
На логотипе была изображена афромериканка, тетушка Джемайма — персонаж из известной американской песни XIX века, которую, согласно преданиям, пели рабы. Сегодня стереотипное изображение темнокожей прислуги в белой семье считается оскорбительным. Именно поэтому в компании приняли решение сменить логотип и название. Теперь продукт называется «Pearl Milling Company» и дизайн упаковки сильно изменился.
У каждого бренда — своя целевая аудитория. Дизайнер должен понимать, какое решение будет уместно для этой аудитории.

Чтобы соответствовать критерию уместности, некоторые известные бренды меняют названия своей продукции на рынках разных стран. Задача дизайнера в этом случае — адаптировать логотип так, чтобы он смотрелся гармонично, но сохранить узнаваемость бренда.

Уместность

В США оригинальное название йогурта — Danone — покупатели часто произносили неправильно. Они делили слово на две части, «dan» и «one». При этом изначально продукт был назван в честь сына основателя бренда — Даниэля: имя Данон было его домашним прозвищем.

Чтобы сохранить суть названия, в США к написанию добавили еще одну букву n, получив новое написание — Dannon. Дизайнеры немного изменили начертание букв, чтобы название смотрелось гармонично. Но при беглом взгляде вы даже не заметите этих отличий.
В отличие от Danone, перед брендом Dove стояла другая задача — сохранить ДНК бренда в совершенно другом названии.
В Великобритании, Индии и Египте шоколад этой марки называется Galaxy. В новом логотипе изменился цвет букв, но начертание осталось прежним. Сохранились даже две точки под третьей буквой с конца. Несмотря на то, что названия даже не созвучны, дизайн отлично передает их идентичность друг другу.
Создавая продукт, можно и даже нужно вдохновляться удачными работами других дизайнеров. Но вдохновляться — не значит копировать. Например, копирование уже существующего логотипа лишает новый бренд идентичности и путает аудиторию. А еще может стать причиной штрафа за нарушение права на товарный знак.

Уникальность

Вот несколько примеров, когда дизайнеры слишком уж вдохновлялись работами предшественников — найдите отличия:
Шведская ассоциация издателей и Tripadvisor
Город Брюль и Beats Electronics
Azuma Drive-in и Airbnb
Когда в дизайне есть деталь, добавляющая ему ценность за счет метафоры, он сразу становится чем-то большим, нежели просто логотип, сайт или интерьер.

Метафоричность

Логотип компании FedEx выбирали из двухсот вариантов. В его нынешней версии вы можете заметить стрелку между буквами E и X — она символизирует аккуратность и точность, которые являются ценностями компании.

В логотипе компании Amazon скрыто сразу две метафоры. Первая — изогнутая линия, символизирующая улыбку и отражающая посыл бренда «Доставляем улыбки к дверям». Вторая — стрелка на конце этой линии. Визуально она проходит от буквы A до буквы Z, символизируя возможность найти любой товар в онлайн-магазине.
Хороший и плохой дизайн: комментарий Анастасии Вилковой, моушн-дизайнера Contented
Мне кажется, что хорошего (нормального) дизайна сейчас много, за счёт обилия сайтов с шаблонами и удобных редакторов. Поэтому я для себя сразу проверяю, насколько дизайн уникален, необычен и не похож на другие.
– хорошая верстка

– выстроенная композиция

– правильная цветовая подборка.
Вся необычность не работает без базовых критериев:
– Качественный шейдинг
– Хорошая постановка освещения
– Хороший монтаж
– Выделение главного объекта в сцене
– Качественный рендер
– Интересная, не топорная идея.
В 3D и анимации, критериями хорошего дизайна являются:
Оставляйте заявку на бесплатную консультацию по программам обучения и зафиксируйте
скидку 45% на любой курс Contented

научитесь создавать хороший дизайн в Contented

онлайн-курс старт в дизайне
Получите скидку 40% 45% и подарки на сумму 74 000₽